Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО
С ГРУППОЙ 2 КЛАССА ОТДЕЛЕНИЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
на тему: «Использование мультимедийных средств обучения на уроке сольфеджио (на примере изучения темы «Интервалы).
преподавателя Барановской И.В.
Тема урока: «Использование мультимедийных средств обучения на уроке сольфеджио (на примере изучения темы «Интервалы»).
Цель урока: систематизация знаний по теме «Интервалы», работа с интерактивной доской SMART Board.
Задачи урока:
образовательные:
- обеспечить применение и закрепление знаний, умений и навыков: знание теоретического материала, умения чисто интонировать и соблюдать метроритмическую пульсацию, навыков слухового анализа, написания диктантов;
- обеспечить контроль за результатами работы обучающихся на интерактивной доске SMART Board;
развивающие:
- обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, внимания, воображения, эмоциональности,
- обеспечить развитие элементов творческой деятельности,
- способствовать формированию учебной мотивации обучающихся;
воспитательные:
- способствовать гармоничному воспитанию растущей личности,
- способствовать развитию эстетического вкуса обучающихся,
- способствовать формированию нравственных качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Методы обучения:
- словесные: изложение теоретического материала, беседа;
- наглядные: показ у доски, на инструменте (фортепиано), демонстрация слайдов на компьютере;
- проблемные: самостоятельное решение обучающимися познавательной задачи, сформулированной преподавателем;
- интерактивные: использование соревновательных элементов.
Образовательные технологии:
- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающихся);
- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности);
- информационно-коммуникативные (использование ТСО).
Оснащение урока:
нотный материал:
- О. Камозина «Песенка про сольфеджио»,
- Т. Боровик «Любопытная гамма»,
- Т. Боровик «Тихо-тихо»,
- «Пуговицы»;
карточки по теме «Интервалы»;
ИКТ:
- слайды к уроку,
- интерактивные упражнения: «Гамма Ре Мажор», «Анаграмма», «Водоворот интервалов», «Интервальное лото», «Осьминог»; диктант «Муравьишка».
Инструменты: фортепиано.
Технические средства обучения: мультимедийная доска, проектор, ноутбук, колонки.
Структура урока
- Организационный этап. Приветствие.
- Мотивация, постановка цели урока. Объявление темы урока.
- Актуализация знаний по теме: «Тональность Ре мажор»:
а) исполнение песни О. Камозиной «Песенка про сольфеджио»;
б) работа в тональности Ре мажор (проверка домашнего задания):
- распевание: пение гаммы в размерах 2/4 и 3/4 с дирижированием, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготение, ФЛТ;
- Интерактивное упражнение «Гамма Ре мажор»;
- упражнение «Любопытная гамма» с предварительным анализом нотного текста (ритмические, мелодические трудности), сольфеджирование, тактирование, пение со словами.
4. Первичное усвоение новых знаний. Работа над темой «Интервалы» с использованием интерактивной доски SMART Board.
а) повторение темы «Интервалы», просмотр видеоролика и исполнение -А.Наумова «Песенка про интервалы»;
б) Интерактивное упражнение «Анаграмма» - прослушай и запиши правильно названия интервалов;
в) «Интервальный реп». Игра «Вопрос - ответ» с ритмическим аккомпанементом на маракасах.
5. Закрепление темы:
а) Интерактивное упражнение «Осьминог» (определить интервалы и распределить по щупальцам-ступеням осьминога);
б) Интервальное лото (определить интервал на слух, найти соответствующую ему карточку);
в) Интерактивное упражнение «Водоворот интервалов»;
г) Физминутка. Исполнение канона «Тихо-тихо»;
д) Диктант «Муравьишка»;
е) Исполнение песни «Пуговицы».
6. Домашнее задание:
а) «Любопытная гамма» – выучить наизусть, «Пуговицы», канон –
повторить;
б) играть и петь - гамма Ре мажор, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготение, ФЛТ;
в) диктант – выучить наизусть, транспонировать в фа мажор.
г) Найти интервалы в исполняемых произведениях и в окружающей природе.
7. Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы), выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие.
2. Мотивация, постановка цели урока. СЛАЙД №1.Тема урока: «Использование мультимедийных средств обучения на уроке сольфеджио (на примере изучения темы «Интервалы»).
- Здравствуйте, коллеги, ребята. 21 век – это век новых технологий. Вот и на теоретическом отделении произошло радостное событие - появилась интерактивная доска. Совсем недавно это казалось фантастическим: вместо обычной школьной доски висит сенсорный экран, подключенный к компьютеру и передающий изображение. Сегодня это реальность! Применение интерактивной доски на уроке позволяет учителю проводить обучение на новом, более качественном уровне, используя основные преимущества современных компьютерных технологий. Сегодняшнее поколение школьников, выросшее на гаджетах, имеет особый способ восприятия – это зрительная стимуляция и визуальная информация. Благодаря этому увеличивается концентрация внимания, улучшается понимание материала и его запоминание. Преимущества использования интерактивной доски заключается в том, что делает объяснение учителя интересным и наглядным, увеличивает количество иллюстративного материала, позволяет ученикам быстрее воспринимать информацию, принимать участие в групповых обсуждениях, пробуждая интерес к уроку, стимулирует более активную деятельность учащихся на уроке за счет возможности самостоятельно управлять объектами на доске. И сегодня мы с ребятами 2-го класса покажем некоторые приемы и методы работы с интерактивной доской SMART Board. Также мы закрепим знания по теме «Тональность Ре мажор», «Интервалы».
3. Актуализация знаний по теме: «Тональность Ре мажор». Пение пройденных элементов.
СЛАЙД №2 (О. Камозина «Песенка про сольфеджио»)
- Начнем мы наше занятие с песни Камозиной «Песенка про сольфеджио» из сборника «Неправильное сольфеджио».
СЛАЙД №3 (Интерактивное упражнение «Гамма Ре мажор»)
- Работаем в тональности Ре мажор. Поем гамму в заданном ритме, в размерах 2/4 и 3/4, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготение, опевание, ФЛТ (под аккомпанемент педагога) с дирижированием.
- А кто построит ее на интерактивной доске? Давайте проверим, все ли правильно сделано?
СЛАЙД №4 (Т. Боровик «Любопытная гамма»)
- А вот и сама «Любопытная гамма» пришла к нам в гости. Какие ритмические и мелодические трудности в ней встречаются?;
Ну что ж, давайте, ее исполним (сольфеджирование, тактирование, пение со словами).
4. Первичное усвоение новых знаний. Работа над темой «Интервалы» с использованием интерактивной доски SMART Board.
СЛАЙД №5 (просмотр видеоролика - А.Наумова «Песенка про интервалы»)
- Ребята, а сейчас проект А. Наумовой напомнит нам тему, над которой мы работаем. Будьте внимательны, вторую часть поем сначала нотами, затем словами.
СЛАЙД №6 (Интерактивное упражнение «Анаграмма»)
- Настало время проверить, насколько хорошо вы запомнили название интервалов. Ваша задача – составить слово и правильно его записать.
СЛАЙД №7 («Интервальный реп»)
- Все интервалы отличаются друг от друга количеством ступеней и тонов. Посмотрим, хорошо ли вы их знаете. Напомню: я задаю вопрос, вы по цепочке на него отвечаете. Работаем под музыку, ритмически вы помогаете себе маракасами.
Вопросы учителя: Ответы детей:
1) Сколько ступеней в ч.5? (В ч.5 - 5 ступеней)
2) Сколько ступеней в м.2? (В м.2- 2 ступени)
3) Сколько ступеней в ч.4? (В ч.4- 4 ступени)
4) Сколько ступеней в б.6? (В б.6- 6 ступеней)
5) Сколько тонов в ч.8? (В ч.8- 6 тонов)
6) Сколько ступеней в м.7? (В м.7- 7 ступеней)
7) Сколько тонов в б.2? (В б.2- 1 тон)
8) Сколько тонов в м.6? (В м.6- 4 тона)
9) Сколько тонов в ч.5? (В ч.5- 3,5)
10) Сколько тонов в б.7? (В б.7- 5,5)
5. Закрепление темы.
СЛАЙД №8 (Интерактивное упражнение «Осьминог»)
- А теперь давайте поможем Музыкальному осьминогу рассортировать интервалы по количеству ступеней. Не забудьте их правильно посчитать.
СЛАЙД №9 (Интерактивное упражнение «Интервальное лото»)
- А теперь слуховой анализ. Давайте разобьемся на 3 команды. Я играю интервалы, ваша задача определить их на слух и выложить на столе с помощью интервальных картинок. Команды могут советоваться между собой. У доски работает Зиборов Максим.
- Молодцы, все справились на «отлично».
СЛАЙД №10 (Интерактивное упражнение «Водоворот для интервалов»)
- Мы говорили, что по качеству интервалы делятся на малые и большие. Следующее задание покажет, насколько хорошо вы считаете тоновый состав интервалов.
СЛАЙД №11 (Т. Боровик. Канон «Тихо-тихо»)
- А теперь немного отдохнем. Мы исполним с вами речевой канон «Тихо-тихо».
- Что означает слово «канон»? ( Слово «канон» пришло к нам из греческого языка и означает «правило». В музыке каноном называется многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же тему, но не вместе, а вступая поочередно. Расстояние между вступлениями голосов называется шагом канона).
- Какие бывают каноны? (Каноны бывают мелодические, речевые, ритмические, мелодико-ритмические и др.).
- Что напоминает наш канон? (Колыбельную).
- Поэтому давайте создадим атмосферу волшебства, исполним канон мелодично и выразительно.
СЛАЙД №12 (Интерактивное упражнение - Диктант «Муравьишка»)
- Молодцы. Ваше исполнение понравилось даже Муравьишке, который забежал к нам с мелодическим диктантом. Прослушайте диктант и по фрагментам составьте его правильно.
- А теперь давайте его споем с дирижированием.
СЛАЙД №13 (Песня «Пуговицы»)
- Вот так плавно и незаметно наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо потрудились и заслужили сюрпризы. Правда, на душе стало хорошо? А когда на душе хорошо, всегда хочется петь. Давайте исполним нашу любимую песню «Пуговицы», которая рассказывает о дружбе, хорошем настроении и ярком цветном мире вокруг нас.
6. Открываем дневники и записываем домашнее задание:
а) «Любопытная гамма» – выучить наизусть, «Пуговицы», канон –
повторить;
б) играть и петь - гамма Ре мажор, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготение, ФЛТ;
в) диктант – выучить наизусть, транспонировать в фа мажор.
г) Найти интервалы в исполняемых произведениях и в окружающей природе.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Пригодятся ли полученные знания в дальнейшей нашей работе?
- Над чем еще необходимо поработать?
Выставление отметок.