Министерство культуры Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
 
Открытый урок по предмету
«Народный вокал»
 
Тема урока: «Работа над словом и дикцией в народной песне».

 

Преподаватель: Углова Марина Владимировна

Дата проведения: 01.12.2023г.

 

 

 

План-конспект открытого урока по народному вокалу
«Работа над словом и дикцией в народной песне».

 

I.Организационный момент

II.Объяснение темы

III.Практическая часть

IV.Рефлексия

V.Подведение итогов


Форма проведения: индивидуальная
Дисциплина: Народное пение
Ученица: Платонова Варвара (9 лет)
Тип урока: Комбинированный
Цели и задачи: развитие артикуляционного аппарата вокалиста, с помощью отработки правильного произношения слова во время распевания и исполнения народной песни; закрепление навыков формирования певческого звука; работа над выразительностью исполнения.
Оборудование и материалы:
- класс;
- фортепиано;
- нотный текст.
Ход урока:
  1. I. Организационный момент.
  2. Приветствие.
Преподаватель: - Здравствуй Варя!
Ученица: - Здравствуйте!
  1. Беседа о слове, дикции.
Преподаватель: - На протяжении всего учебного года мы учимся правильно петь, брать дыхание, работать над четким произношением гласных и согласных звуков(дикция).
Что такое дикция?
Ученица: - Ясность, разборчивость произнесения теста.
Преподаватель: - Верно. Главное правило дикции?
Ученица: - Полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Преподаватель: - Хорошо! Умница!
Что является самым важным в пении?
Ученица: - Чистота интонации, правильное певческое дыхание, дикция.
Преподаватель: - Верно. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей?
Ученица: - Бес слов и дикции.
 
  1. II. Объяснение темы.
  2. Сообщение темы занятия.
Преподаватель: - Сегодня на уроке мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука.
Что нужно сделать для того, чтобы сформировать правильный звук?
Ребенок: - Нужно расслабить артикуляционный аппарат.
  1. Работа с речевым аппаратом.
Преподаватель: - Давай вспомним, из чего состоит наш речевой аппарат?
Ребенок: - Верхняя и нижняя челюсти, глотка, язык, небо и зубы.
Преподаватель: - Правильно! Все эти органы участвуют в формировании звука. Попробуй без участия языка или губ сказать: «Добыл бобыль бобы». Что получилось? Ничего не понятно. Значит можно сделать вывод: в формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата.
III. Практическая часть.
  1. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика направлена на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.
- «Орешки». Рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки (5-7 раз).
- «Лошадка». Складываем губы в трубочку и щелкаем языком (создаем цокающий звук копыт лошадки), затем растягиваем губы в улыбке и опять щелкаем языком(10 раз).
Преподаватель: - Молодец, у тебя хорошо получается! Приступим к следующему упражнению.
- Складываем губы трубочкой и поворачиваем их влево и вправо (8 раз).
Преподаватель: - Ты просто умница!
Следующее упражнение немного сложнее, но мы справимся.
- Произносим по 5 раз согласные ш-с-ф-к-т-п-б-д-г-в-з-ж активными губами, твердым кончиком языка, четко и близко на зубах.
2.Скорговорки.
Прекрасными упражнениями, помогающими добиться чистоты произношения звуков, являются скороговорки - народнопоэтические миниатюры, в которых подобраны труднопроизносимые сочетания. Проговариваем несколько раз подряд любую скороговорку, но с каждым разом: быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; с разной интонацией (удивление, радость и тд.);
- «Варвара варенье доваривала, ворчала, да приговаривала».
- «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».
  1. Распевание. Вокальные упражнения.
Вокальные упражнения разогревают артикуляционный аппарат, помогают  достичь правильного соединения согласных и гласных букв, отдавая приоритет слову.
Упр.1
Вири-вири-я
При пении необходимо следить за четким произношением согласных звуков. Обратить внимание на использование дыхания (выдох не должен быть сильным).
Упр.2
«Не белы снега» - активно работаем ртом с акцентом на первом слоге фразы. Поем от «ми» до «ля» (вниз).
Преподаватель: - Молодец Варя. А теперь поработаем над дикцией и словом в русской народной песне Курской области «Я с комариком плясала»:
- отработать правильное произношение текста; побеседовать о структуре песни; прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет почувствовать правильную интонацию при пении, сначала фразы, потом куплета.
-прочитать 3 куплет в медленном темпе, выделяя согласные буквы, «р» - «рычащая».  Важным моментом в народном вокале является «разговорность» пения, ясная и выразительная подача текста.
- дикция; звукообразование; выразительность исполнения;
Преподаватель: - Молодец. А теперь попробуем исполнить эту песню a capella, что значит пение без инструментального сопровождения.
  1. IV. Рефлексия.
С какими понятиями и терминами мы познакомились? На что направлена артикуляционная гимнастика? Для чего мы работаем над дикцией? Что нам даёт проговаривание скороговорок?
  1. V. Подведение итогов.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными и гласными буквами в скороговорках и распевах, над текстом твоей песни. Познакомились с новыми понятиями.