Министерство культуры Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Открытый урок по предмету
«Народный вокал»
Тема урока: «Работа над словом и дикцией в народной песне».
Преподаватель: Углова Марина Владимировна
Дата проведения: 01.12.2023г.
План-конспект открытого урока по народному вокалу
«Работа над словом и дикцией в народной песне».
I.Организационный момент
II.Объяснение темы
III.Практическая часть
IV.Рефлексия
V.Подведение итогов
Форма проведения: индивидуальная
Дисциплина: Народное пение
Ученица: Платонова Варвара (9 лет)
Тип урока: Комбинированный
Цели и задачи: развитие артикуляционного аппарата вокалиста, с помощью отработки правильного произношения слова во время распевания и исполнения народной песни; закрепление навыков формирования певческого звука; работа над выразительностью исполнения.
Оборудование и материалы:
- класс;
- фортепиано;
- нотный текст.
Ход урока:
- I. Организационный момент.
- Приветствие.
Преподаватель: - Здравствуй Варя!
Ученица: - Здравствуйте!
Преподаватель: - На протяжении всего учебного года мы учимся правильно петь, брать дыхание, работать над четким произношением гласных и согласных звуков(дикция).
Что такое дикция?
Ученица: - Ясность, разборчивость произнесения теста.
Преподаватель: - Верно. Главное правило дикции?
Ученица: - Полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Преподаватель: - Хорошо! Умница!
Что является самым важным в пении?
Ученица: - Чистота интонации, правильное певческое дыхание, дикция.
Преподаватель: - Верно. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей?
Ученица: - Бес слов и дикции.
- II. Объяснение темы.
- Сообщение темы занятия.
Преподаватель: - Сегодня на уроке мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука.
Что нужно сделать для того, чтобы сформировать правильный звук?
Ребенок: - Нужно расслабить артикуляционный аппарат.
- Работа с речевым аппаратом.
Преподаватель: - Давай вспомним, из чего состоит наш речевой аппарат?
Ребенок: - Верхняя и нижняя челюсти, глотка, язык, небо и зубы.
Преподаватель: - Правильно! Все эти органы участвуют в формировании звука. Попробуй без участия языка или губ сказать: «Добыл бобыль бобы». Что получилось? Ничего не понятно. Значит можно сделать вывод: в формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата.
III. Практическая часть.
- Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика направлена на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.
- «Орешки». Рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки (5-7 раз).
- «Лошадка». Складываем губы в трубочку и щелкаем языком (создаем цокающий звук копыт лошадки), затем растягиваем губы в улыбке и опять щелкаем языком(10 раз).
Преподаватель: - Молодец, у тебя хорошо получается! Приступим к следующему упражнению.
- Складываем губы трубочкой и поворачиваем их влево и вправо (8 раз).
Преподаватель: - Ты просто умница!
Следующее упражнение немного сложнее, но мы справимся.
- Произносим по 5 раз согласные ш-с-ф-к-т-п-б-д-г-в-з-ж активными губами, твердым кончиком языка, четко и близко на зубах.
2.Скорговорки.
Прекрасными упражнениями, помогающими добиться чистоты произношения звуков, являются скороговорки - народнопоэтические миниатюры, в которых подобраны труднопроизносимые сочетания. Проговариваем несколько раз подряд любую скороговорку, но с каждым разом: быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; с разной интонацией (удивление, радость и тд.);
- «Варвара варенье доваривала, ворчала, да приговаривала».
- «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».
- Распевание. Вокальные упражнения.
Вокальные упражнения разогревают артикуляционный аппарат, помогают достичь правильного соединения согласных и гласных букв, отдавая приоритет слову.
Упр.1
Вири-вири-я
При пении необходимо следить за четким произношением согласных звуков. Обратить внимание на использование дыхания (выдох не должен быть сильным).
Упр.2
«Не белы снега» - активно работаем ртом с акцентом на первом слоге фразы. Поем от «ми» до «ля» (вниз).
Преподаватель: - Молодец Варя. А теперь поработаем над дикцией и словом в русской народной песне Курской области «Я с комариком плясала»:
- отработать правильное произношение текста; побеседовать о структуре песни; прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет почувствовать правильную интонацию при пении, сначала фразы, потом куплета.
-прочитать 3 куплет в медленном темпе, выделяя согласные буквы, «р» - «рычащая». Важным моментом в народном вокале является «разговорность» пения, ясная и выразительная подача текста.
- дикция; звукообразование; выразительность исполнения;
Преподаватель: - Молодец. А теперь попробуем исполнить эту песню a capella, что значит пение без инструментального сопровождения.
С какими понятиями и терминами мы познакомились? На что направлена артикуляционная гимнастика? Для чего мы работаем над дикцией? Что нам даёт проговаривание скороговорок?
- V. Подведение итогов.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными и гласными буквами в скороговорках и распевах, над текстом твоей песни. Познакомились с новыми понятиями.