Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Обоянская детская школа искусств»
Курская область, г. Обоянь
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БАЯН»
ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 3 КЛАССА САВЕНКОВОЙ СОФЬИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Бесчетникова Людмила Петровна
ТЕМА: «Эмоциональность и выразительность исполнения» (в пьесе Г.Шендерева «Луговые узоры».)
Тип урока: комбинированный, на котором совмещается несколько дидактических задач и прослеживается взаимосвязь основных частей учебного занятия: проверка выполнения домашнего задания, усвоения нового программного материала, закрепление знаний, совершенствований умений и навыков, анализ, обобщение и систематизация изученного, применение знаний и умений на практике.
Вид урока: традиционный.
Цель урока: достичь эмоциональности и выразительности в исполнении произведения через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащегося.
Задачи:
Обучающие:
- научить анализировать музыкальное содержание произведения, грамотно работать над текстом;
- умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для эмоционального, выразительного воспроизведения музыкального материала;
- научить применять полученные навыки и умения не только со стороны технологического исполнения, но и для создания живого, выразительного образа;
Развивающие:
-развивать умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения;
-способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости;
-стимулировать творческую активность.
Воспитывающие:
-поддерживать интерес к народной музыке;
-формировать позицию активного сопереживания исполняемых
произведений;
-способствовать формированию таких качеств как инициативность, самостоятельность.
Методы обучения:
-Словесные: беседа, объяснение, анализ текста, структуры музыкального произведения, практические задания;
-Наглядные: видеоматериалы, иллюстрации к пьесам, показ, исполнение педагогом на инструменте;
-Практические: работа на инструменте, исполнение отдельных структур произведения вместе с преподавателем.
Форма организации работы:
Индивидуальное занятие в исполнительском классе, направленное на теоретическое и практическое освоение музыкального произведения.
Структура учебного занятия (этапы учебного занятия).
1.Вводная часть.
- Организация начала занятия.
|
1 мин
|
- Мотивация ученика на совместную деятельность.
|
3 мин
|
- Просмотр видеофрагмента в исполнении оркестра русских народных инструментов им. Осипова.
|
|
- Обсуждение выступления, выведение цели занятия.
|
2 мин
|
2. Основная часть.
- проверка домашнего задания
|
3 мин
|
- работа над созданием художественного образа произведения. Теоретическое и практическое освоение музыкального текста с позиции образного, содержательного, структурного планов пьесы.
|
|
- 1 часть. Новый материал. Совместный анализ средств художественной выразительности. Исполнение с педагогом «по ролям» отдельных структур. Работа на инструменте. Выбор иллюстраций, соответствующих настроению, раскрытию содержания части.
|
15 мин
|
- 2 часть. Самостоятельная работа ученика над текстом. Сравнительный анализ тонального, динамического, фактурного, ритмического планов 1 и 2 частей. Поиск способов для достижения выразительного исполнения. Работа на инструменте.
|
8 мин
|
- 3 часть. Анализ произведения. Проверка знаний и практических умений ученика. Финальное исполнение произведения.
|
5 мин
|
3. Подведение итогов.
- Самоанализ ученика работы над произведением. 3 мин.
- Оценка результатов урока педагогом. 1 мин.
- Домашнее задание. 1 мин.
В последнее время заметны рост исполнительского уровня баянистов и аккордеонистов и расширение использования выразительных возможностей инструментов. Если рассматривать художественную и техническую стороны в плане причинно-следственной связи, то художественная является первичной, а техническая – вторичной. Работа над произведением – основной стержень формирования музыканта. Содержание этой работы – работа над художественным образом и над средствами его воплощения. Работу над художественным произведением можно условно разбить на 3 основных этапа:
1- создание общего представления о пьесе, о ее основных художественных образах;
2- постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. На этом этапе происходит отбор и овладение средствами выражения, необходимыми для реализации его художественного содержания.
3- этап – этап, подводящий итог всей предшествующей работы. Т.е. в работе над художественным содержанием произведения мы сначала воплощаем как бы общую картину, а затем выполняем мельчайшие характерные особенности сочинения.
Специфика музыки такова, что содержание произведения воспринимается эмоционально, а сфера эмоций плохо поддается словесному определению. Со держание музыки может быть воплощено лишь музыкальными средствами и постигнуто до конца осмыслением и переживанием самой музыки.
Работая над раскрытием содержания произведения, исполнитель не должен ограничиваться только нотной записью с различными обозначениями, способствующими более полному пониманию им сути содержания. Музыкант должен знать гораздо больше: сведения о композиторе, его творчестве, эпохе, источниках программы, сюжет сочинения и т.п. Георгий Шендерев (1937-1984 г. ж.) родился и жил в Крыму. Закончил муз. пед. институт им Гнесиных в Москве. Работал солистом в Ялтинской филармонии. Произведения Г Шендерева очень популярны среди баянистов и аккордеонистов. Он написал много пьес и обработок для русских народных инструментов: «Отдавали молоду», «Посею лебеду на берегу», «Во лесочке», сюита «Узоры луговые» и многое другое.
Хоровод «Луговые узоры» - выразительная кантилена с сопровождением. По темпу и характеру – спокойная. 3 части. По тематическому материалу 1 и 3 части одинаковые. Средняя часть отличается тематическим материалом, настроением, динамикой и темпом, происходит постепенное усиление звучности. Применяются разнообразные выразительные средства, которые несут богатую информацию для выразительного исполнения: смена темпов, штрихи, нюансы, ритм, лад. Тональность ми минор настраивает нас на грустное, лирическое настроение. В партии правой руки исполняется легато, что придает теме мягкость и напевность звучания. В партии левой руки – глубокий мягкий бас и короткий четкий аккомпанемент. Играя это произведение, мы представляем красоту нашей русской природы с ее просторами.