Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Обоянская детская школа искусств»

Курская область, г. Обоянь

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Преподаватель: Бесчетникова Людмила Петровна,

 

Тема: «Игра в ансамбле как способ поддержания интереса к занятиям музыкой»

 

Тип урока: комбинированный, на котором совмещается несколько дидактических задач и прослеживается взаимосвязь основных частей учебного занятия: проверка выполненного домашнего занятия, усвоение нового программного материала, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков, анализ, обобщение и систематизация изученного, применение знаний и умений на практике.

 

Вид урока: традиционный.

 

Цель урока: совершенствование исполнительского мастерства учащихся через привлечение их к совместному музицированию.

 

Задачи урока

 

Обучающие:

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- обучение навыкам чтения нот с листа в ансамбле.

Воспитательные:

- привитие любви и интереса к музыке;

- воспитание коммуникативности;

- формирование навыков общения в коллективе;

- воспитание у учащегося любви к инструменту;

Развивающие:

- развитие творческих способностей;

- развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля учащихся.

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие,

- информационно-коммуникативные.

 

Демонстрационный материал:

Слайды с изображением картин природы художников И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.И. Саврасова.

 

Музыкальный материал:

«Песня» Холминова в исполнении оркестра русских народных инструментов под руководством И. Калинина.

 

Средства обучения:

Баян, стул, стол, подставка для нот, сборник нот.

 

План урока

 

  1. Введение
  2. Организационный момент.
  3. Основная часть:

- краткая информация о композиторе;

- просмотр картин художников;

- прослушивание произведения в исполнении оркестра;

- практическая часть работы над произведением.

 

Ход урока

 

1 Введение.

Ансамблевое исполнительство играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителем особые требования. Главная трудность -это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое .Сольное исполнение приучает к слушанию себя. Постепенно в процессе работы обучающиеся учатся слышать партию партнера, подхватывать, если произошел срыв у одного из партнеров, следить за изменениями темпов и подстраиваться друг под друга.

При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:

- синхронность при взятии и снятии звука;

- равновесия звучания партий;

- передача голоса от партнера к партнеру;

- соразмеренность в сочетании нескольких голосов;

- соблюдении общности ритмического пульса;

- единство общности ритмического пульса;

- единство динамики, фразировки.

 

2. Организационный момент

 

Представление своих учеников, которые играют в ансамбле.

Кузьминов Юра – учащийся 5 класса. Обучающийся обладает хорошими музыкальными данными. По характеру открыт, приветлив. Он музыкален и активен. Имеет хороший игровой аппарат.

Жигальцов Влад – учащийся 7 класса. Обучающийся обладает хорошими музыкальными данными. Хороший игровой аппарат. По характеру – ответственный учащийся.

Ребята в дуэте играют 3 года. Это хороший ансамбль. Они – победители зональных конкурсов (г. Суджа), всероссийского конкурса «Славься, Отечество» (г. Москва). Дуэт много выступает. Их знают и любят.

 

3.  Основная часть

 

Для этого урока я выбрала пьесу А. Холминова «Песня». Хотелось бы сказать несколько слов о композиторе. Александр Холминов родился в 1925 году в Москве. Музыкой интересовался с ранних лет. Неизгладимое впечатление произвело на него знакомство с крестьянским пением в рязанском селе Пощупово (в нескольких километрах от есенинского Константиново), где он проводил лето у бабушки. Отсюда у композитора созвучие с есенинскими стихами: народная песенность, мелодическое изобилие, тонкая красочность. Этот же характер присущ и пьесе Холминова «Песня». Мы слышим ,видим в пьесе удивительной красоты русскую природу. Это – и красавица береза, и необъятный простор степей, и исцеляющая сила нашей русской природы, и лесные поляны, засыпанные листвой, и речка с упругой пеленой молочно-сизого тумана.

Для того,  чтобы иметь полное представление о пьесе, я предлагаю вниманию учащихся слайды с изображением природы художников И.И. Шишкина, И.К.Айвазовского, И.И.Левитана, А.И. Саврасова. Затем мы слушаем «Песню» в исполнении оркестра русских народных инструментов под руководством И.Калинина.

Теперь, настроившись на характер пьесы, я попрошу сыграть произведение от начала до конца. Дальше можно приступить к практической части занятия. Но сначала каждый учащийся анализирует игру ансамбля.

Далее  - основное внимание – на корректировку нотного материала, следим за точностью проигрывания партий музыкантами. В партии левой руки обращаем внимание на глубину, «бархатистость» баса и мягкость аккорда. Следим, чтобы был точен текст, штрихи, одновременное снятие звуков.

Переходим к партии правой руки. Партии начинаются одновременно, поэтому, важно начать вместе, а также важно делать одновременно и все снятия. Так как это песня, то играть надо певуче, нежно, не выталкивать звуки, брать их мягко, плавно переводя один звук в другой так, как мы это делали бы голосом. В ходе мелодии появляются шестнадцатые, которые обязательно надо пропеть, не ускоряя темп, уделить внимание каждой нотке. Также нужно следить, чтобы короткая длительность (восьмая или шестнадцатая) после предыдущей длинной не выталкивалась. Для этого мы возьмем ее тише, а в случае с шестнадцатыми еще и выведем на крещендо к следующей. Мелодия постепенно обогащается звуками, звучит более звучно и глубоко. Начинаем работать над динамическими оттенками и подводим мелодию к кульминации, после чего начинается постепенный спад звучания. Заканчивается пьеса на пиано. После отрабатывания пьесы учащиеся исполняют это произведение от начала до конца, учитывая предыдущие замечания.

 

Заключение.

 

Приобретенные навыки и умения игры в ансамбле совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнера, учат воспринимать музыку осознанно. Ценным в работе ансамбля также является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость от объединенных усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.