Старикова Галина Георгиевна, преподаватель по классу фортепиано МКОУ ДО «Обоянская ДШИ» Обоянского района.
 
План учебного занятия по фортепиано
(2 класс; ученица – Процких Аля)
 
Тема урока: Развитие музыкального мышления и использование средств музыкальной выразительности в младших классах.
 
Цель урока: Закрепление навыков использования средств музыкальной выразительности и транспонирование на материале изучаемых произведений.
 
Тип урока: Комбинированный. Закрепление и комплексное применение знаний.
 
Вид урока: Урок совершенствования знаний и умений.
 
Форма урока: индивидуальный урок.
 
Задачи урока:
 
Развивающие:
 
1. Совершенствование технических навыков исполнения.
2. Развитие музыкальных и познавательных способностей, раскрытие индивидуальности обучающегося.
3. Развитие образного музыкального мышления, художественного воображения.
4. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.
 
Воспитательные:
 
-  Воспитание коммуникативной культуры поведения и общения.
 
-  Формирование эстетического вкуса и любви к музыке.
 
-  Воспитание внимания, усидчивости и трудолюбия.
 
 
Образовательные:
 
-  Формирование у обучающегося положительной мотивации к процессу обучения.
 
-  Продолжение процесса формирования практических навыков транспонирования и использования средств музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия, гармония.
 
 
Здоровьесберегающие:
 
-  Правильная организация игрового аппарата.
 
-  Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения.
 
-  Восстановление внимания.
 
 
Методы и приемы, используемые на уроке:
 
-  Словесный – сообщение, беседа.
 
-  Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.
 
-  Практический – постановка заданий и их выполнение.
 
-  Репродуктивный – исполнение выученного материала.
 
-  Демонстративный – прослушивание музыки.
 
 
В основу урока легли следующие методические принципы:
 
-  Индивидуальный подход.
 
-  Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.
 
-  Единство художественного и технического развития.
 
 
Оснащение урока: нотный материал, наглядные пособия, два инструмента фортепиано, компьютер.
 
Структура урока:
 
| 
 I. Организационный этап 
  
1.1. Приветствие 
  
1.2. Сообщение цели и хода урока 
  
1.3. Посадка за инструментом, организация игрового аппарата 
  
II этап - основная часть урока: 
  
2.1. Проверка домашнего задания (над чем работал ученик) 
  
2.2. Актуализация знаний. Беседа по пройденному материалу 
  
2.3. Игра гаммы «ми мажор» на две октавы двумя руками в прямом, расходящемся движении, аккорды, хроматическую гамму, арпеджио отдельно каждой рукой, гармонический оборот Т-Д-Т. 
  
2.4. Игра наизусть «Этюда «до мажор»» К. Черни, транспонирование его в ми мажор. 
  
2.5. Исполнение наизусть пьесы Е. Накада «Танец дикарей» с последующим анализом и работой над характером произведения. 
  
III. Заключительный этап: 
  
3.1. Информация о домашнем задании, инструктаж. 
  
3.2. Рефлексия. 
 | 
   
  
1 мин. 
  
1 мин. 
  
4 мин. 
  
  
  
4 мин. 
  
2 мин. 
  
5 мин. 
  
  
  
6 мин. 
  
  
15 мин. 
  
  
  
5 мин. 
  
3 мин. 
 |