Старикова Галина Георгиевна, преподаватель по классу фортепиано
МКОУ ДО «Обоянская ДШИ» Обоянского района
План-конспект учебного занятия по фортепиано
(5 класс; ученица Трухина Карина)
Тема урока: Работа над раскрытием художественного образа в произведении «малой формы» – пьесе Р.М. Глиэра «Романс».
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний в работе над пьесой кантиленного характера и более глубокое их осмысление.
Тип урока: содержательное повторение.
Вид урока: урок совершенствования новых знаний и умений.
Форма урока: индивидуальный урок.
Задачи урока:
Развивающие:
1. Совершенствование технических навыков исполнения кантилены.
2. Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления, понимания учащимися содержания произведения.
3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.
4. Развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
5. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.
Воспитательные:
1. Формирование эстетического вкуса на лучших образцах мировой| классики.
2. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия.
3. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Образовательные:
1. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.
2. Содействие формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
Здоровьесберегающие:
1. Правильная организация игрового аппарата.
2. Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения.
3. Восстановление внимания.
Методы и приемы, используемые на уроке:
1. Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.
2. Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их выполнения.
3. Репродуктивный – исполнение выученного материала.
4. Словесный – сообщение, беседа.
5. Демонстративный – прослушивание музыки.
В основу урока легли следующие методические принципы:
1. Индивидуальный подход.
2. Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.
3. Единство художественного и технического развития.
Оснащение урока: нотный материал, наглядные пособия, два инструмента фортепиано, компьютер.
Структура урока:
I. Организационный этап
1.1. Приветствие
1.2. Сообщение цели и хода урока
II. Этап – основная часть урока:
2.1. Актуализация знаний
Беседа по пройденному материалу
2.2. Игра гаммы «ми минор» двумя руками на 4 октавы: 3 вида минора, тонические аккорды, арпеджио.
2.3. Исполнение наизусть пьесы P.M. Глиэра «Романс», проверка домашнего задания, анализ и последующая работа над созданием музыкального образа пьесы.
III. Заключительный этап:
3.1. Информация о домашнем задании, инструктаж.
3.2. Рефлексия
|
1 мин.
1 мин.
8 мин.
7 мин.
20 мин.
5 мин.
3 мин.
|
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие. Здравствуй Карина!
Сегодня на уроке мы сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения, разыграемся на гамме ми минор и поработаем над раскрытием художественного образа в пьесе «Романс» Р.М. Глиэра.
II Этап. Основная часть урока.
2.1. Теперь давай подготовимся к работе над пьесой. Сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения.
«Дирижер». Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Это упражнение способствует правильному дыханию и развитию пианистических движений.
«Робот». Это упражнение для выработки правильной осанки. Поднять руки вверх (все тело до кончиков напряжено). Завод закончился – постепенно падают пальцы рук, кисти, руки, туловище. Наклон и раскачивание расслабленными руками.
«Шейка». Плавные круговые движения головой. Это упражнение помогает снять напряжение шейных мышц. Шею не напрягать.
2.2. Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию гаммы. Какое было домашнее задание?
Ответ: Выучить аппликатуру и работать над звуковедением используя динамические оттенки крещендо и димиауэндо, штрих легато.
Играем гамму ми минор двумя руками на 4 октавы 3 вида, аккорды, короткие арпеджио и ЭФО – гармонический оборот T-S-Д-Т.
2.3. Хорошо. Переходим к пьесе «Романс» композитора Р.М. Глиэра.
Вопрос: Что ты знаешь о композиторе Глиэре (1875-1956).
Ответ: Глиэр русский композитор, дирижер, педагог. Родился в Киеве. Обучался в Московской консерватории. Музыка Глиэра продолжает традиции русской классической школы.
Вопрос: А как ты понимаешь название пьесы «Романс»?
Ответ: Романс – это испанское слово, так называли в Испании песни на родном романском языке в отличие от церковных песнопений. Со временем романсами стали называться инструментальные пьесы с мелодией похожей на вокальную. Чаще всего романс носит лирический характер и выражает чувства человека.
Вопрос: Какое было домашнее задание?
Ответ: Выучить пьесу наизусть.
Пожалуйста проиграй пьесу. Ученица играет.
Вопрос: В какой тональности написана пьеса?
Ответ: Тональность ми минор, темп транквилле – спокойно.
Вопрос: Вспомни какой образ у тебя возник при знакомстве с пьесой?
Ответ: Чувства нежные, ласковые, чувство любви к маме.
Вопрос: А теперь обратимся к форме пьесы. Сколько частей в пьесе? Что ты представляешь, играя эту пьесу?
Ответ: Форма трехчастная репризная.
- В первой части я представляю, как мы с папой идем покупать цветы маме в подарок.
- Во второй части мы с папой в цветочном магазине выбираем букет цветов для мамы.
- В третьей части мы возвращаемся домой с букетом цветов.
Вопрос: В какой части происходит кульминация.
Ответ: Во второй.
Вопрос: Какое строение частей.
Ответ: I и III части одинаковые, состоят из 2-х предложений по 8 тактов, фразировка суммирование 2т+2т+4т. II часть состоит из 3-х предложений 4т+4т+4т.
Карина! Отвлекись, сделай зарядку для глаз. Методика зрительно-координационных упражнений используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза ученика отдыхают, пробегая несколько раз по отдельным предметам, делают круговые движения, а также непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают мышцы, активизирует внимание.
Теперь давай поработаем над фразами и образом по частям.
Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использовав композитор для передачи образа?
Ответ: Динамические оттенки, штрих legato, спокойный темп, минорный лад, гармонию, педаль, тембр.
Вопрос: Какими приемами будешь добиваться певучего звука?
Ответ: Буду следить за свободой руки и устойчивым цепким кончиком пальца, за мягким прикосновением к клавише, за рессорным движением руки и весом руки.
Вопрос: На что обратишь внимание при работе над фразами?
Ответ: Над дыханием фраз, интонационными точками, тембром звука.
Умница! Дома закрепишь работу над образом, т.е. звуком, фразировкой, педалью.
А сейчас мы через компьютер послушаем еще один «Романс» Глиэра, который написан для скрипки. Звучит «Романс».
Вопрос: Тебе понравилась музыка?
Ответ: Очень понравилась.
III. Заключительный этап.
3.1. Таким образом домашнее задание мы обозначили в конце работы над каждым пунктом урока.
3.2. Рефлексия.
Карина! Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы: представили картину событий, определили какими средствами изобразил это композитор, разными способами проработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка.
Вопрос: Что ты нового узнала и услышала на уроке?
Ответ: Я услышала еще один прекрасный «Романс» Глиэра для скрипки и обязательно запишу его себе на диск. А свое исполнение «Романса» вместе со стихами и цветами я подарю маме на праздник «8 марта».