Старикова Галина Георгиевна, преподаватель по классу фортепиано

МКОУ ДО «Обоянская ДШИ» Обоянского района

 

План-конспект учебного занятия по фортепиано

(5 класс; ученица Трухина Карина)

Тема урока: Работа над раскрытием художественного образа в произведении «малой формы» – пьесе Р.М. Глиэра «Романс».

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний в работе над пьесой кантиленного характера и более глубокое их осмысление.

Тип урока: содержательное повторение.

Вид урока: урок совершенствования новых знаний и умений.

Форма урока: индивидуальный урок.

 

Задачи урока:

Развивающие:

1. Совершенствование технических навыков исполнения кантилены.

2. Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления, понимания учащимися содержания произведения.

3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.

4. Развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

5. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.

 

Воспитательные:

1. Формирование эстетического вкуса на лучших образцах мировой| классики.

2. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия.

3. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

 

Образовательные:

1. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.

2. Содействие формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

 

Здоровьесберегающие:

1. Правильная организация игрового аппарата.

2. Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения.

3. Восстановление внимания.

 

 

 

Методы и приемы, используемые на уроке:

1. Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.

2. Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их выполнения.

3. Репродуктивный – исполнение выученного материала.

4. Словесный – сообщение, беседа.

5. Демонстративный – прослушивание музыки.

 

В основу урока легли следующие методические принципы:

1. Индивидуальный подход.

2. Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.

3. Единство художественного и технического развития.

 

Оснащение урока: нотный материал, наглядные пособия, два инструмента фортепиано, компьютер.

 

Структура урока:

I. Организационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Сообщение цели и хода урока

II. Этап – основная часть урока:

2.1. Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу

2.2. Игра гаммы «ми минор» двумя руками на 4 октавы: 3 вида минора, тонические аккорды, арпеджио.

2.3. Исполнение наизусть пьесы P.M. Глиэра «Романс», проверка домашнего задания, анализ и последующая работа над созданием музыкального образа пьесы.

III. Заключительный этап:

3.1. Информация о домашнем задании, инструктаж.

3.2. Рефлексия

 

1 мин.

1 мин.

 

 

8 мин.

7 мин.

 

20 мин.

 

 

 

5 мин.

3 мин.

 

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие. Здравствуй Карина!

Сегодня на уроке мы сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения, разыграемся на гамме ми минор и поработаем над раскрытием художественного образа в пьесе «Романс» Р.М. Глиэра.

 

II Этап. Основная часть урока.

2.1.          Теперь давай подготовимся к работе над пьесой. Сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения.

«Дирижер». Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Это упражнение способствует правильному дыханию и развитию пианистических движений.

«Робот». Это упражнение для выработки правильной осанки. Поднять руки вверх (все тело до кончиков напряжено). Завод закончился – постепенно падают пальцы рук, кисти, руки, туловище. Наклон и раскачивание расслабленными руками.

«Шейка». Плавные круговые движения головой. Это упражнение помогает снять напряжение шейных мышц. Шею не напрягать.

 

2.2.            Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию гаммы. Какое было домашнее задание?

Ответ: Выучить аппликатуру и работать над звуковедением используя динамические оттенки крещендо и димиауэндо, штрих легато.

Играем гамму ми минор двумя руками на 4 октавы 3 вида, аккорды, короткие арпеджио и ЭФО – гармонический оборот T-S-Д-Т.

 

2.3.            Хорошо. Переходим к пьесе «Романс» композитора Р.М. Глиэра.

Вопрос: Что ты знаешь о композиторе Глиэре (1875-1956).

Ответ: Глиэр русский композитор, дирижер, педагог. Родился в Киеве. Обучался в Московской консерватории. Музыка Глиэра продолжает традиции русской классической школы.

 

Вопрос: А как ты понимаешь название пьесы «Романс»?

Ответ: Романс – это испанское слово, так называли в Испании песни на родном романском языке в отличие от церковных песнопений. Со временем романсами стали называться инструментальные пьесы с мелодией похожей на вокальную. Чаще всего романс носит лирический характер и выражает чувства человека.

 

Вопрос: Какое было домашнее задание?

Ответ: Выучить пьесу наизусть.

 

Пожалуйста проиграй пьесу. Ученица играет.

Вопрос: В какой тональности написана пьеса?

Ответ: Тональность ми минор, темп транквилле – спокойно.

 

Вопрос: Вспомни какой образ у тебя возник при знакомстве с пьесой?

Ответ: Чувства нежные, ласковые, чувство любви к маме.

 

Вопрос: А теперь обратимся к форме пьесы. Сколько частей в пьесе? Что ты представляешь, играя эту пьесу?

Ответ: Форма трехчастная репризная.

  1. В первой части я представляю, как мы с папой идем покупать цветы маме в подарок.
  2. Во второй части мы с папой в цветочном магазине выбираем букет цветов для мамы.
  3. В третьей части мы возвращаемся домой с букетом цветов.

 

Вопрос: В какой части происходит кульминация.

Ответ: Во второй.

 

Вопрос: Какое строение частей.

Ответ: I и III части одинаковые, состоят из 2-х предложений по 8 тактов, фразировка суммирование 2т+2т+4т. II часть состоит из 3-х предложений 4т+4т+4т.

 

Карина! Отвлекись, сделай зарядку для глаз. Методика зрительно-координационных упражнений используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза ученика отдыхают, пробегая несколько раз по отдельным предметам, делают круговые движения, а также непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают мышцы, активизирует внимание.

 

Теперь давай поработаем над фразами и образом по частям.

Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использовав композитор для передачи образа?                                                                          

Ответ: Динамические оттенки, штрих legato, спокойный темп, минорный лад, гармонию, педаль, тембр.

 

Вопрос: Какими приемами будешь добиваться певучего звука?

Ответ: Буду следить за свободой руки и устойчивым цепким кончиком пальца, за мягким прикосновением к клавише, за рессорным движением руки и весом руки.

 

Вопрос: На что обратишь внимание при работе над фразами?

Ответ: Над дыханием фраз, интонационными точками, тембром звука.

 

Умница! Дома закрепишь работу над образом, т.е. звуком, фразировкой, педалью.

 

А сейчас мы через компьютер послушаем еще один «Романс» Глиэра, который написан для скрипки. Звучит «Романс».

 

Вопрос: Тебе понравилась музыка?

Ответ: Очень понравилась.

 

III. Заключительный этап.

3.1.            Таким образом домашнее задание мы обозначили в конце работы над каждым пунктом урока.

 

3.2.            Рефлексия.

Карина! Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы: представили картину событий, определили какими средствами изобразил это композитор, разными способами проработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка.

 

Вопрос: Что ты нового узнала и услышала на уроке?

 

Ответ: Я услышала еще один прекрасный «Романс» Глиэра для скрипки и обязательно запишу его себе на диск. А свое исполнение «Романса» вместе со стихами и цветами я подарю маме на праздник «8 марта».