Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования  «ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

 

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО С ГРУППОЙ 4 КЛАССА ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

на тему: «Доминантовый септаккорд»

преподавателя Тульневой Н. Н.

 

 

 

 

Обоянь.

 

 

 

Тема урока: «Доминантовый  септаккорд».

Цель урока: систематизация знаний по теме «Тритоны», знакомство с темой «Доминантовый септаккорд».

Задачи урока:

образовательные:

- обеспечить применение и закрепление знаний, умений и навыков (знание теоретического материала, умения чисто интонировать и соблюдать метро-ритмическую пульсацию, навыков слухового анализа, импровизации, написания диктантов) при исполнении гамм, гаммы – упражнения «Бармалейская гамма» (музыка Т. Боровик, стихи К. Чуковского), тритонов,  вокальных импровизаций, песни «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского), при слушании пьесы П. Чайковского «Баба Яга»;

- обеспечить усвоение новых знаний, умений и навыков при изучении темы «Доминантовый септаккорд»  при строении, интонировании, разрешении в разных тональностях;

- обеспечить контроль за результатами самостоятельной работы обучающихся.

развивающие:

- обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, внимания, воображения, эмоциональности;

- обеспечить развитие элементов творческой деятельности: подбора на слух, импровизации, транспонирования;

- способствовать формированию учебной мотивации обучающихся.

воспитательные:

- способствовать гармоничному воспитанию растущей личности;

-  способствовать развитию эстетического вкуса обучающихся;

- способствовать формированию нравственных качеств личности: гражданственности, дисциплинированности, ответственности, скромности, доброжелательности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

Методы обучения:

- словесные: изложение теоретического материала, беседа, стихи;

- наглядные: показ у доски, на инструменте (фортепиано), демонстрация слайдов на компьютере;

- проблемные: самостоятельное решение обучающими познавательной задачи, сформулированной преподавателем;

- интерактивные: использование соревновательных элементов.

Образовательные технологии:

- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающихся);

- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности);

- информационно-коммуникативные (использование ТСО).

Оснащение урока:

нотный материал:

- Т. Боровик «Бармалейская гамма»;

- В. Шаинский. Сборник детских песен;

- П. Чайковский. Детский альбом;

- М. Лермонтов. Сборник стихотворений;

- репродукции картин:

             - В. Васнецов «Аленушка»;

             - И. Шишкин « Лес»;

             - М. Лермонтов, рисунок к стихотворению «Парус».

Инструменты: фортепиано.

Технические средства обучения: ноутбук.

Структура урока

  1. Организационный этап. Приветствие.
  2. Мотивация, постановка цели урока. Настрой на работу. Оъявление темы урока.
  3. Актуализация знаний по теме: «Тритоны мажора и гармонического минора». Слушание музыки: П. Чайковский «Баба Яга»:

а) теоретическая разминка (вопросы по теме). Деление группы на две команды, итоги соревнования;

б) прослушивание пьесы (исполняет педагог), анализ музыки (характер, образ, настроение), показ в нотном тексте ув.4 и ум.5.

          в) работа в тональности до минор (проверка домашнего задания):

          - распевание: поем три вида минора в размерах 2/4 и 3/4 с     

         дирижированием, поем ФЛТ, ув. 4, ум. 5 с разрешением;

          - гамма – упражнение «Бармалейская гамма» с предварительным

          анализом нотного текста (ритмические, мелодические трудности:   

          ломаные арпеджио, секвенции, синкопы и т. д.),  

          сольфеджирование, тактирование, пение со словами;

г) вокальная импровизация «Вопрос – ответ» по Т - D функциям. Педагог играет и поет музыкальный «вопрос» ( тоника – доминанта, два такта), ученики сочиняют и поют свой «ответ» (доминанта – тоника)

д) слуховой анализ (письменно): б 2, ум. 5, гармонический минор, Б 6, ув.4, М 6/4. Проверка этой работы.

   4. Первичное усвоение новых знаний. Объяснение  темы «Доминантовый септаккорд»: объяснение теоретического материала (Д7, его разрешение), использование образно-эмоциональных ассоциаций (демонстрация слайдов картин, чтение стихотворения «Парус», картинки, изображающие Д7 в окружающей жизни).

   5. Закрепление темы. В тональностях соль мажор, ми минор. Строение аккорда с разрешением, проигрывание на фортепиано, пение.

6. Диктант «Вставьте в мелодию пропущенные звуки». Песня «Вместе весело шагать», тональность ми минор (припев): исполнение, анализ мелодии, запись.

7. Транспонирование диктанта в тональность ре минор.

8. Задание на дом:

               а) «Бармалейская гамма» – выучить наизусть, проработать   

                 исполнение синкоп;

               б) гаммы до минор, ми минор (3 вида), ФЛТ, тритоны, Д7,

                 оборот t – D – t;

                в) диктант – наизусть, транспонировать в до минор;

                г) найти Д7 в  произведениях, исполняемых на специальности.

 9. Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы), выставление оценок.

 

 

 

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие.

2. Мотивация, постановка цели урока. Настрой на работу.

-  Рада вас видеть. Сегодня нас ждет интересный урок. Мы познакомимся с новым понятием « Доминантовый септаккорд», закрепим знания по теме «Тритоны». С этой работой вы справитесь прекрасно. Начнем урок.

3. Актуализация знаний по теме: «Тритоны мажора и гармонического минора». Слушание музыки: П. Чайковский «Баба Яга». Пение пройденных элементов.

- Давайте разделимся на две команды и проведем теоретический турнир на пройденную тему, придумайте названия командам (дети называют). Вопросы турнира:

а) что такое тритон? (это резко звучащий интервал, состоящий из трех тонов);

б) звуки тритона устойчивые или нет? (его звуки неустойчивые и требуют разрешения);

в) какие интервалы относятся к тритонам? (ув. 4 и ум. 5);

г) на какой ступени строится  ув. 4 (на IV);

д) на какой ступени строится  ум. 5? (на VII в мажоре и VII повышенной в миноре);

е) при разрешении ув. 4 звуки …? (расходятся);

ж) при разрешении ум. 5 звуки …? (сходятся);

з) как звучит тритон, это диссонанс или консонанс? (диссонанс, колюче, зло, враждебно).

- Подведем итоги турнира. Хвалю ребят за работу.

- А сейчас послушайте, как П. Чайковский использует тритоны в своей пьесе «Баба Яга» (исполняю пьесу).

- Какой образ вы представили? (Баба Яга как будто выпрыгивает и хочет схватить. То крутится на одном месте. Взлетает вверх на своей метле и улетает.)

- Вам понравилась эта музыка? Правда она гениальная?  А сейчас найдите ув. 4 и ум. 5 в нотном тексте этой пьесы. (Даю ноты, дети находят и показывают эти интервалы, хвалю детей).

- Переходим к пению. Сидим ровно, следим за дыханием. Работаем в тональности до минор (дети усаживаются).

- Поем гамму (три вида) в заданном ритме, в размерах 2/4 и 3/4, ФЛТ (под аккомпанемент педагога) с дирижированием, ув. 4 и ум. 5 с разрешением (слежу за чистотой интонации, по необходимости помогаю своим голосом).

- Поработаем над гаммой-упражнением «Бармалейская гамма» ( дети знают, что слова этого упражнения написаны детским писателем К. И. Чуковским). Анализируем трудности. Ученики выделяют движения ломаными арпеджио, скачки на широкие интервалы, секвенции, особенности ритма: синкопы, паузы. Выясняем эмоциональную окраску (предостерегающе, как взрослые предупреждают маленьких детей: «В Африке акулы, в Африке гориллы…» Поем эту гамму с тактированием, с дирижированием, сначала сольфеджируем, затем со словами. Трудные места повторяем (2-е предложение). Анализируем свое пение.

- А теперь займемся вокальной импровизацией «Вопрос – ответ» по Т - D функциям. Играю и пою музыкальный «вопрос» (тоника – доминанта, два такта), ученики сочиняют и поют свой «ответ» (доминанта – тоника). Хвалю за интересное звучание мелодии.

- Теперь нас ждет другая работа - слуховой анализ. Я буду играть, а вы записывайте услышанное. Играю: б 2, ум. 5, гармонический минор, Б 6, ув.4, М 6/4. Проверка этой работы.

 

4.Первичное усвоение новых знаний. Объяснение  темы «Доминантовый септаккорд».

- Ребята, мы знаем с вами доминантовое трезвучие (Д5/3). На какой ступени оно строится? (на пятой). Правильно (записываю на доске в до мажоре). Из каких интервалов оно состоит? (из м.3 и б.3) О чем нам говорит слово «септаккорд» по аналогии со словом «секстаккорд? (об интервале септима). Правильно, так подскажите мне какой звук к трезвучию необходимо дописать, чтобы получился септаккорд? (звук «фа»). Какую септиму образуют крайние звуки? (малую септиму). Как обозначать этот аккорд? (Д7). Из каких интервалов состоит Д7 (б.3, м.3, м.3). Послушайте как звучит аккорд (играю, поем, вслушиваемся). Красиво звучит? (дети соглашаются). А чем отличается звучание трезвучия и септаккорда? (септаккорд звучит более насыщенно, напряженнее, гуще звук). А теперь попробуйте дать определение септаккорду. Что такое септаккорд? С помощью наводящих вопросов ученики приходят к следующему заключению: септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки аккорда образуют септиму, поэтому он и называется септаккорд.

- Какой интервал придает звучанию напряженность, которую вы отметили? (септима, это диссонанс). А еще какой диссонирующий интервал «спрятался» в звуках этого аккорда, посмотрите внимательно? (дети озадачены, молчат). С какой темы мы начали занятие? (с темы «Тритоны»). Кто видит тритон в аккорде? (наконец кто-то из учеников справляется с этим заданием, находим тритон, это ум. 5). «Молодец! Это была не простая загадка, но ты с ней справилась» - хвалю я ученицу.

- Мы ведь знаем «характер» тритона, правда в этом аккорде он смягчен, но свой отпечаток на характер звучания он дает (играю еще Д7).

- Посмотрите на  эти картины (показываю с ноутбука): В. Васнецов «Аленушка»; И. Шишкин « Лес»; М. Лермонтов, рисунок к стихотворению «Парус». Какая из картин по-вашему подходит к звучанию Д7? Дети выбирают изображение парусника. Вы знаете стихотворение М. Лермонтова «Парус» (кто-то знает, кто-то слышал). Начинаю декламировать, кто-то из учеников мне помогает. Какое слово этого стихотворения помогает нам определить «характер» Д7? («мятежный», т. е. не спокойный). Успокоение аккорду принесет разрешение в тонику. Разрешаем звуки аккорда, записываем, поем. Для наглядности рисуем схему разрешения.

- А где, в окружающей нас жизни, мы можем увидеть проявления нашего предмета? Только присмотревшись повнимательней мы увидим септаккорд в пролетающей группе аистов. Смотрим картинку, на которой  изображены четыре аиста, летящие друг за другом, как четыре звука аккорда. А вот картинка, изображающая четыре кленовых листочка, падающих с дерева.

5.Закрепление темы. Играем, разрешаем, записываем Д7 в тональностях соль мажор, ми минор.

6. Диктант.

- Давайте перейдем к следующему заданию: «Допишите в мелодию пропущенные звуки». Вам знакома песня В. Шаинского «Вместе весело шагать» (Да!).

- Какой характер музыки? (Веселый). Тональность ми минор. (Настраиваемся в тональности ми минор)

- Сейчас мы ее пропоем, шагая под музыку. (Дети встают, шагают и поют со словами под аккомпанемент педагога. Раздаю нотные листы с записанной мелодией и с пропущенными  звуками. Поем мелодию еще раз на слог «ле». Обсуждаем особенности мелодического рисунка: форма (два предложения повторного строения), вид минора (гармонический), опевания, повторы фраз, движение по звукам аккорда. Затем ученики выполняют это задание. Проверяем работу сольфеджируя нотный текст.)

- Кто нашел в этой мелодии движение по Д7 (дети поднимают руки, называют в каком такте этот аккорд)

 7. Транспонирование.

- И последнее задание: транспонируем наш диктант в тональность ре минор.

- Назовите знаки ре минора? (Си бемоль). Настраиваемся в тональности,  сольфеджируем с дирижированием.

8. Задание на дом.

- Вот и подошел к концу наш урок, открываем дневники и записываем задание:

        1) «Бармалейская гамма» - выучить наизусть, следить за чистотой интонации и ритмом;

         2) Петь гаммы до минор, ми минор (три вида), ФЛТ, опевания, вводные звуки, ув. 4, ум.5, Д7, оборот t – Д – t;

         3) Диктант – выучить наизусть, транспонировать в до минор;

         4) Найти Д7 в исполняемых произведениях и в окружающем мире.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Пригодятся ли полученные знание в дальнейшей нашей работе?

- Над чем еще необходимо поработать? Что не получилось?

Выставление отметок. Отмечаю тех детей, кто работал активно.